Психическое здоровье человека

psihicheskoe zdorove cheloveka Совет психолога

Здоровье – это особый дар, который дается человеку от рождения, а не каждому. Все знают о необходимости заботы о своем здоровье, но мало кто знает, что здоровье как состояние выходит за рамки физического состояния.

Суть психического здоровья

Психическое здоровье является важной частью общего состояния здоровья человека. Это связано с тем, что все элементы организма взаимосвязаны друг с другом и находятся под постоянным контролем нервной системы. Вот почему состояние психики человека влияет на деятельность всех систем организма и их состояние влияет на психику человека.

Мы можем говорить о психическом здоровье человека, если есть три составляющие:

  • Отсутствие психических заболеваний;
  • Развитие психики, соответствующее норме;
  • нормальное (благоприятное) общее состояние.

Психическое здоровье характеризуется связью между генетической (врожденной) программой и окружающей средой. Норму психического здоровья очень трудно определить. Показатель нормы психического здоровья сугубо индивидуален, и его границы достаточно размыты. На самом деле очень сложно выявить те факты, которые указывают на расстройство психического здоровья, поскольку большинство из них может характеризовать эмоциональное восприятие окружающей действительности в здоровом состоянии.

Действительно, человек плачет из-за нормальной эмоциональной реакции на чужую или собственную боль; он смеется, потому что он в хорошем настроении. Но в некоторых случаях смех и плач могут характеризовать отклонения от нормы. Границы нормы и аномалии настолько размыты, что сама нервная система может иметь «пограничное состояние», когда о здоровье нельзя говорить, но и патологией это назвать нельзя.

Особенно важно уметь следить за состоянием психики. А еще необходимо следить за состоянием собственной психики и уметь анализировать психику близких вам людей, особенно детей. Одним из психических компонентов является состояние напряжения — усилия психики по выполнению того или иного вида деятельности.

У разных людей может быть разный уровень напряжения при выполнении одной и той же деятельности, и это особенно заметно у детей. Например, в процессе обучения один ребенок может испытывать очень высокий уровень стресса, в то время как другой прилагает мало усилий или не прилагает к ним никаких усилий. Соответственно, одному ребенку потребуется восстановительный период, а другому – нет.

Неоспоримым фактом является то, что психическое здоровье является индивидуальным феноменом.

Важным вопросом в определении психического здоровья является выявление его критериев. По большому счету, один специалист не может определить состояние психического здоровья, для этого нужна группа специалистов в области психиатрии, неврологии, психологии и других смежных медицинских областей.

Это происходит только после длительного, детального осмотра. Однако для текущей оценки собственного состояния или душевного состояния родных и близких можно воспользоваться простыми методиками, доступными каждому.

Критерий 1: состояние сна

Организм человека устроен таким образом, что ему необходим отдых, который обеспечивает нам достаточный сон. Именно во сне происходит полное восстановление организма, в том числе и умственных возможностей. Если по каким-то причинам сон не дает полноценного отдыха, то нужно ответить на вопрос, почему это происходит.

Неполный сон бывает по ряду причин:

  • Неправильный распорядок дня, при котором продолжительность сна не соответствует потребностям организма. Считается, что человеку для восстановления необходимо 8 часов сна, но это необходимо с поправкой на индивидуальные особенности. Некоторым достаточно 6-7 часов в сутки (науке известны случаи, когда для полноценного отдыха было необходимо 3-4 часа сна), а у других восстановление сил — процесс более длительный и требует 9-10 часов. Это явление особенно характерно для детей. Для того чтобы сохранить психическое здоровье, необходимо обеспечить своему организму полноценный ночной отдых.
  • — Мозг человека теряет возможность полноценного отдыха. Другими словами, человек не может заснуть или спит очень плохо. Эта проблема диагностируется как расстройство сна. В этом случае следует пройти обследование для выяснения причины нарушения сна. Важно не заниматься самолечением при проблемах со сном, а обратиться к специалисту.

Помните, что недостаток полноценного сна приводит к умственному перенапряжению, которое, в свою очередь, может перейти в психические расстройства.

Критерий 2: эффективность

Умственная работоспособность характеризуется активным уровнем психических процессов: восприятия, памяти, мышления и др. Высокий уровень активности, а значит, и работоспособности характеризует высокий уровень психического здоровья. Снижение работоспособности приводит к неполноценному функционированию психических процессов, что приводит к ряду последствий: увеличению количества ошибок, вялости, апатии, снижению интереса к деятельности, отставанию от темпа деятельности.

В свою очередь психические отклонения от нормы приводят к вегетативным изменениям и соматическим нарушениям: учащению пульса, повышению артериального давления, головным болям, дискомфортным ощущениям в желудке или области сердца и т. д. Снижение трудоспособности является признаком многих психических расстройств и болезней. в том числе различные виды депрессии.

Снижение работоспособности может быть вызвано переутомлением (однократное умственное переутомление) или переутомлением (постоянное (хроническое) утомление). Низкую работоспособность лучше предотвратить, чем исправлять.

Для создания условий нормальной работоспособности необходимо:

  • Соблюдение режимов труда и отдыха;
  • Распределение нагрузки, посильное для человека.

Работоспособность человека зависит от индивидуальных особенностей. Склонность к усталости у каждого человека разная. Однако трудоспособность можно и нужно развивать. Время физической и умственной работы необходимо увеличивать постепенно, давая организму привыкнуть к нагрузке. Это особенно важно для детей. Неслучайно ребенок, посещающий дошкольные образовательные учреждения, легче адаптируется к условиям обучения в школе.

На протяжении всего дошкольного периода его успеваемость повышалась за счет грамотной организации занятий с 10-15 минут в младшей возрастной группе до 35 минут в подготовительной группе. Количество уроков также увеличивается из года в год, что позволяет встретить школьный период во всеоружии.

Оцените статью
Центр эмоционального здоровья
Добавить комментарий