А вы, берете работу домой?

a vy berete rabotu domoj Совет психолога

Современный человек часто большую часть своей сознательной жизни проводит на работе. Стоит ли удивляться, когда профессиональная деятельность влияет на наши привычки, характер, отношения с окружающими? Это как маска, прилипшая к лицу и снять ее не так-то просто. Если в вашей работе участвуют люди, обратите внимание: вы не берете работу с собой домой?

А вы, берете работу домой?

Женат на своей работе

Замечали ли вы когда-нибудь, как ваше поведение на работе постепенно проникает в повседневную жизнь, в отношения с членами семьи, речь наполняется специфическими профессиональными терминами? Часто мы сами этого не замечаем, пока кто-то из близких не скажет: на работе ты будешь командовать или я не твой пациент! Психологи давно дали определение такому поведению и назвали его «профессиональной деформацией».

Он проявляется в бессознательной привычке человека измерять явления окружающего мира в соответствии с профессиональными стандартами, а также фиксировать внимание на том или ином аспекте профессиональной деятельности. Профессиональная деформация оказывает наибольшее влияние на черты характера представителей тех профессий, чья работа связана с людьми (чиновников, руководителей, кадровиков, педагогов, психологов, врачей). И есть такое поведение в результате многолетней профессиональной деятельности. Ведь не зря HR-специалисты рекомендуют менять место работы каждые 3-5 лет.

Профессиональная деформация считается одним из отрицательных качеств профессионала. Например, врач при обычном рукопожатии оценивает пульс, степень влажности кожи и температуру тела. Во внеслужебной обстановке он начинает прослеживать связь между внешностью человека и возможными болезнями или давать советы. А стоматолог смотрит на состояние зубов и мысленно начинает их «лечить».

Человек на руководящей должности любит контролировать свою семью, раздавать поручения и планировать все чуть ли не на год вперед. Особенно много конфликтов из-за такого поведения у женщин-руководителей. Редкий мужчина хочет, чтобы его жена управляла им, да еще и так явно.

Так что оставьте свою работу там, где она должна быть, а среди своих родных, близких и друзей лучше оставайтесь просто хорошим человеком.

Если у тебя есть спички, значит ты куришь!

Так почему же мы так часто «прирастаем костями» к нашей работе? Предпосылкой деформации личности на работе является слишком близкая личность к своей профессиональной роли или своему профессиональному кругу. Как вы думаете, о чем говорят учителя или врачи во время обеденного перерыва? Вот так!

В таких случаях «маска» намертво цепляется за лицо и человек начинает всегда и везде играть свою «рабочую» роль — как в личных отношениях, так и просто в повседневном непринужденном общении.

Кроме того, наше общество «наделяет» человека определенной профессии множеством стереотипов. Таким образом, есть тип «успешный бизнесмен», который «по статусу должен» иметь любовницу-модель, если ты судья, то непременно должен брать взятки, а если ты слесарь или сантехник, то не возражаешь» заворачиваясь за воротник.

Особенности самой деятельности также очень важны. В группу риска входят люди, занимающиеся монотонной деятельностью. Если в их работе не хватает творчества и возможностей для профессионального роста, она может превратиться в конвейер. А сколько «случайных» людей в своей профессии или в той или иной структуре. Как правило, они идут на работу, которую не понимают и к которой не «чувствуют».

«Сгореть» на работе

Одним из наиболее распространенных видов профессиональной деформации является «синдром эмоционального выгорания». Его также называют «профессиональным выгоранием». Это своеобразный конфликт мировоззрения человека с особенностями, требованиями профессиональной среды. В такой ситуации человек не деформируется средой, а ломается ею: он понимает, что не может быть так, как его считают «правильным» в своем профессиональном кругу, чувствует себя беспомощным в борьбе с системой, впадает в депрессию. Постепенно эффективность его работы снижается вплоть до полного нежелания работать.

Основным фактором, определяющим синдром эмоционального выгорания, является наличие психологически сложной группы людей, с которой приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелобольные люди, конфликтные клиенты, «трудные» подростки и т. д.).

Выгорание заключается в накоплении негативных установок, усталости, появлении низкой профессиональной самооценки. Такой человек нацелен в своей работе исключительно на результат, а не на процесс (потому что этот процесс не доставляет ему удовольствия). Он испытывает равнодушие, эмоциональное истощение, истощение (человек не может отдаваться работе так, как раньше). Постепенно у него вырабатывается негативное отношение к коллегам и клиентам. Снижается самооценка – эксперт чувствует недостаточный уровень собственного профессионализма.

Этот срыв может случиться практически сразу после поступления на работу — в случае, если профессия была выбрана совершенно неудачно, а может произойти и спустя годы (пики — 6-7 и 25-26 лет стажа) — когда человек вдруг «открывается в себе». глаза» на то, чем он занимался всю свою жизнь.

Как избежать профессионального выгорания: рекомендации психологов.

Самое главное — постараться относиться к своей работе менее серьезно. Работа — это всего лишь деятельность, и она не должна заменять реальную жизнь.

Также важно не терять желание стать мастером своего дела и постоянно совершенствоваться. Не забывайте общаться не только со специалистами в своей области; оставить работу на работе. Позвольте себе расслабиться; смените свою роль (женщина-руководитель — не на работе, а дома — мать, жена, дочь), научитесь правильно распределять свое время. Серьезность в организации личной жизни и легкость в отношении развития карьеры.

Любой кризис – это тревожный звонок, но в то же время это возможность изменить ситуацию к лучшему. Возможно, пора пересмотреть свое отношение к работе. Как вы это понимаете? Есть простое упражнение — распределить свое время и восприятие жизни по 4 направлениям: тело, бизнес, общение и фантазия. Куда вы больше всего вкладываете себя, свои усилия и время? Оптимальное соотношение – 25%. Если лидирует работа, пора задуматься.

Оцените статью
Центр эмоционального здоровья
Добавить комментарий